У ребёнка время от времени может возникать желание отгородиться от внешнего мира, уединиться в месте, котором он обозначил для себя как «собственный угол». Эта тяга вполне объяснима и понятна с психологической точки зрения — всё дело в том, что нахождение в подобных «владениях», изоляция по собственному желанию в границах личного пространства, помогает малышу расслабиться, снять стресс, эмоционально разгрузиться, предаться фантазиям. Именно здесь он может почувствовать себя сильным, большим, ощутить свое могущество, независимость от утомительных требований, претензий со стороны взрослых, внешних «раздражителей», неприятностей. Без подобной разгрузки он не может играть, познавать мир, развиваться.


Как организовать для малыша личное пространство

Каждый имеет своё личное жизненное пространство и на уровне подсознательного оно неотделимо от самого человека. Так для малыша изначально это коляска, кроватка, руки близких (знакомых!) ему людей (мамы, папы, бабушки. У ребёнка возникает некая ассоциация: руки, объятья – защищённость, безопасность, спокойствие).


После того, как ребёнок начинает самостоятельно передвигаться (ползать, ходить), он начинает искать укромные местечки, где можно спрятаться, куда можно беспрепятственно залезть.

Малыш, когда ему исполняется год, уже постепенно начинает психологически отделяться от мамы; именно в этот момент возникает первая потребность в убежище, где он по первой необходимости сможет укрыться. Взрослые могут заметить, как малыш время от времени прячется в шкафу, за диваном, под столом, между стульями. Мама же, проявив смекалку, может накрыть «сооружение» покрывалом или одеялом, и у малыша появится уютный домик или настоящая неприступная крепость; здесь он будет играть с игрушками, отдыхать, читать, фантазировать, просто находиться с самим собой наедине и размышлять.

Эксперимент с личным пространством ребёнка

В детском саду проводился довольно интересный эксперимент. В одной группе для малышей были установлены домики из картона (в них дети забирались, когда им было нужно, там они отдыхали). В другой группе у малышей такой возможности не было, как и не было таких домиков. Результаты эксперимента говорили сами за себя: уже на второй неделе воспитатели, так же как и родители, стали замечать изменения в поведении малышей (они стали спокойнее, дружелюбнее, стали больше договариваться друг с другом, меньше капризничали и уставали). Чего нельзя было сказать о детях из другой группы, там положительной динамики замечено не было.

Этот эксперимент ещё раз доказал, что дети в маленьком, но своём, пространстве обретают спокойствие, уверенность, избавляются от эмоционального напряжения, получают передышку от незнакомых и утомляющих условий в детском саду, от шумных сверстников.

Как показал эксперимент, обычные картонные коробки смогли изменить жизнь целой группы детей: в детский сад они стали ходить с большим энтузиазмом, научились вместе играть, стали меньше конфликтовать, упрямиться.

Как организовать личное пространство малыша

Малыши уже в 2 года предпринимают попытки сузить своё жизненное пространство, используя всякий раз возможность уединиться, укрыться в подходящем убежище. Важно само ощущение психологической защищённости, нежели материал, из которого будет «изготовлен» импровизированный домик (это может быть неплотный и прозрачный материал); даже стены из картона или лёгкой ткани помогают малышу отдохнуть от событий, эмоций, людей.


Родители могут помочь в строительстве домика для своего малыша:

  • для этой цели подойдет обычный подручный материал, который можно легко найти в любом доме: коробки из картона (из-под бытовой техники), листы фанеры, поролон, пенопласт;
  • сделайте специальные отверстия для окон, дверей;
  • чтобы «оживить» интерьер, оклейте стены остатками обоев, тканью, цветной бумагой, рисунками малыша.

Под действием бурной детской фантазии ваше архитектурное творение может превратиться в волшебный замок, космический корабль, салон самолета.

Даже подрастая, дети не перестают возводить сооружения, «укрытия» из подручных материалов, и уже не только дома, но и во дворе, на даче, в лесу. Ощущение собственного угла важно в любом возрасте.

Советы родителям по поводу детского личного пространства

Однако случается и так, что родители не одобряют подобные постройки. То, что для детей возведение сооружения, ограничение пространства является интересной игрой и психической потребностью, то, например, для мамы – простой беспорядок, шум, баловство. В этой ситуации родителям важно принять эту особенность развития детей, учесть их интересы и потребности, доверять своим чадам, предоставить возможность фантазировать, создавать новые увлечения, игры, и тогда дети не перестанут играть, будут делиться с родными своими секретами.

Маленькая шпаргалка родителям по организации личного пространства для детей:

  1. Не стоит запрещать строить ребёнку, ведь это его насущная психологическая потребность — хоть на непродолжительное время отгородиться от внешнего мира.
  2. Пока ваш малыш растёт и не обладает должными навыками «строителя», помогите ему возвести свой небольшой, уютный домик, оборудовать собственный угол для отдыха и игровой деятельности.
  3. Подскажите детям, как можно превратить обычную двухъярусную кровать в шалаш при помощи обычных покрывал и подушек. Поверьте, они оценят вашу инициативу.
  4. Если ребёнок со своими друзьями задумал создать шалаш на улице, дачном участке, важно подсказать для этого наиболее подходящее, а главное безопасное место, обеспечить их доступным материалом.

Будьте своему ребёнку другом и помощником, не забывайте, что у него есть свои потребности. И конечно же, заходите почаще на наш сайт вСерове.ру за новыми полезными советами.

Источник: Dizainidei.ru

Как организовать для малыша личное пространствоhttp://vserove.ru/wp-content/uploads/2016/09/organizovyvaem-lichnoe-prostranstvo-dlya-malysha.jpghttp://vserove.ru/wp-content/uploads/2016/09/organizovyvaem-lichnoe-prostranstvo-dlya-malysha-150x150.jpgserovchaninОтношения и семьяПолезные советы
У ребёнка время от времени может возникать желание отгородиться от внешнего мира, уединиться в месте, котором он обозначил для себя как «собственный угол». Эта тяга вполне объяснима и понятна с психологической точки зрения - всё дело в том, что нахождение в подобных «владениях», изоляция по собственному желанию в границах...